Ясный взгляд и английский без боли — рубрика «Сердце жирафа»

Ольга Шестакова преподает английский в центре изучения иностранных языков CleverLand и на своих занятиях с детьми использует ненасильственное общение.

Как ННО помогло ей вернуть зрение, уладить внутренние конфликты и примирить подростков, что важно учитывать, чтобы изучение иностранного языка приносило хорошие результаты, — об этом читайте в интервью с Ольгой Шестаковой в рубрике «Сердце жирафа». 

С момента первого знакомства с методом на момент интервью прошло 6 лет.

— Ольга, на своей странице в ВК вы делились тем, что сняли очки, и это произошло благодаря в том числе ННО. Расскажите, как связано ненасильственное общение и ваше зрение.

— Перед своим днем рождения в марте 2023 года я решила сделать себе подарок и оплатила участие в коуч-группе. Курс начался в конце марта и длился 4 месяца. Мой запрос касался того, как достичь еще больших результатов, ведь во многих сферах жизни у меня уже были успехи. И заданием, которое дала мне Женя на первую неделю работы, было составить список своих желаний с выписыванием их стоимости. Так я и вспомнила о том, что когда-то хотела сделать операцию по коррекции зрения. Но потом желание благополучно запылилось на полке среди таких же неисполненных. С того момента, как я вспомнила о нем, и до претворения в жизнь прошло 7 месяцев. Я очень рада! Успела уже забыть, насколько это иное качество жизни, когда без линз и очков.

ННО еще больше укрепило мою уверенность в том, что я важна и мои желания важны, достойны воплощения в жизнь. И это косвенно делает жизнь окружающих меня людей тоже лучше.

— А что привело вас в ННО, какие были цели и удалось ли их достичь, кроме, конечно, улучшения зрения?

Я услышала об ННО от Натальи Потеха, когда, будучи в декрете со вторым ребенком, прошла ее бесплатный на тот момент марафон «Чем заняться в декрете, или Как найти свое призвание?». Марафон дал свои плоды, я стала слушать и другие обучающие вебинары Натальи. 

Женин личный проект на тот момент казался мне очень сложным и непонятным, и я вскоре отписалась от ее рассылки. Но спустя года два или три подписалась вновь, так как понимания было уже больше. 

Потом ковид, самоизоляция — мы прожили со свекровью и детьми за городом больше месяца. К концу совместного существования у нас случилась крупная ссора, в ходе которой я услышала о себе столько нелестных выражений и какое-то время пребывала в шоке от того, что человек все это время варился в подобных мыслях. И очень тяжело переживала ту критику в свой адрес, все время вела мысленный диалог со свекровью, искала лучшие ответы, которые «поставили бы ее на место». Начала болеть (проблемы с желчным пузырем), со свекровью почти не общались. 

Через год, летом 2021-го, посмотрела Женин вебинар, на котором она приглашала на курс «Путь силы и бережности», услышала, какие результаты я могу получить в итоге, и поняла, что я просто больше не могу бездействовать. 

Мне нужно было укреплять свою уверенность в себе, чтобы выставлять границы, — это была задача номер один. 

Научиться грамотно справляться с такими чувствами, как гнев и злость, чтобы перестать складировать все это внутри себя, — это был пункт номер два. То, что гнев и злость приводят к проблемам с печенью и желчным пузырем, думаю, ни для кого не секрет, все знают о психосоматике. 

И с самыми близкими людьми — мужем и детьми — тоже хотелось большей теплоты и меньшего количества переживаний из-за отношений. Всех поставленных целей удалось достичь. Понемногу передаю освоенные навыки детям (11 и 7 лет), они уже могут отличить просьбу и требование и иногда пользуются языком ННО.

— Вы преподаете английский язык. Как повлияло использование инструментов ННО на процесс преподавания, на отношение учеников к предмету?

Когда я стала больше заботиться о себе, нашлось и больше ресурса для преподавания. Думаю, это напрямую влияет на степень вовлеченности учеников. Усталый и замотанный педагог вряд ли сможет качественно подготовиться к занятиям, найти какие-то классные фишки и внедрить их в процесс обучения. Сейчас у меня один выходной на неделе и второй выходной в воскресенье. Таким образом, удается восполнить силы посреди недели и действительно радоваться урокам и ученикам, а не работать по инерции, от звонка до звонка. 

Считаю, что факт того, что мои ученики каждый сентябрь возвращаются на обучение, а их родители хотят младших детей «пристроить» тоже ко мне, является самым лучшим доказательством действенности инструментов ННО. 

Еще один очень важный момент в моих уроках — это ознакомление обучающихся с названием чувств на английском языке. Вопрос “how are you?” дает огромный простор для разнообразных ответов, — в моем арсенале больше 30 карточек со «смайликами», иллюстрирующими разные чувства. 

Любопытный факт: многие дети, причем 11–12 лет, не знают таких чувств, как отвращение или растроганность, даже на русском языке. Тогда я привожу пару примеров, и ребята вспоминают свои моменты, когда они испытывали что-то подобное.

Многие считают определение чувств очень сложным для себя, но любят обсуждать ситуации, когда ими владели те или иные эмоции и чувства. Так что я радуюсь каждый раз, когда удается вывести учеников на подобный разговор и таким образом внести свой вклад в развитие их эмоционального интеллекта.

Еще из ННО в свои уроки я взяла понимание важности празднования и горевания. В конце каждого занятия у всех групп и индивидуальных учеников есть этап рефлексии: что было самым сложным? что понравилось больше всего? что было скучным и неинтересным и больше не стоит включать это в занятия? 

Благодаря этим трем простым вопросам можно очень многое сделать, комментируя сложности, приятности и/или рутинности занятия. Считаю, что подобного умения подводить итоги и выбирать другие решения для последующих занятий очень не хватало мне и моему поколению. Счастлива, что у современных детей будет больше применимых в жизни алгоритмов!

— В вашей практике наверняка есть интересные случаи, связанные и с языком, и с профессией, и с ННО. Расскажите, пожалуйста, тот, что запомнился?

— В июне 2023 года я получила незабываемый опыт работы вожатой в летнем оздоровительном лагере в Нижегородской области. Это была полная смена, 21 день, отряд в 38 человек и двое вожатых на весь отряд. Я думала, что поеду туда больше как преподаватель английского, так как со мной ехали 8 детей из разных филиалов нашего частного центра изучения иностранных языков. 

Планировались двухчасовые занятия английским каждый день с этими 8 ребятами, а в оставшееся время я исполняла обязанности вожатой. Конечно, в реальности все получилось не совсем так, как я предполагала. 

Но самым большим открытием было не это, а тот факт, что большинство детей 9–12 лет во время конфликта предпочитают миновать этап словесного выяснения отношений и перейти сразу к активным «военным действиям». Поэтому своим большим успехом считаю то, что в одной из таких ситуаций удалось остановить разгоравшийся конфликт и даже подвести его участников к взаимным извинениям. Это получилось благодаря тому, что простым языком озвучила чувства и потребности участников, предложила им стратегию разрешения ситуации, которая устроила обе стороны. Это было очень вдохновляюще для меня как для человека и облегчением как для вожатого.

Основы эффективности в изучении языка

— Что, на ваш взгляд, делает процесс обучения иностранному языку более эффективным?

— Я работаю преимущественно с детьми младшего и среднего школьного возраста (у меня есть опыт и успешного обучения детей с двух лет), поэтому говорить буду об эффективности именно для этой возрастной категории. Со взрослыми будет иначе: с ними нужно уже не просто преподавание языка, а языковой коучинг, который не привлекает меня в той степени, чтобы я захотела овладеть им как инструментом.

Итак, про эффективность при работе с детьми. Стоит учесть множество факторов, начиная с физических (загруженность ребенка в дни занятий, время занятий, их продолжительность) и физиологических (наличие определенных неврологических особенностей типа СДВГ и дислексии) и заканчивая психолого-педагогическими: педагогический арсенал преподавателя, его собственный уровень знания языка, ресурс педагога, особенности межличностного взаимодействия с учениками, знания и умения по особенностям организации работы в группе, готовность к гибкости и быстрой коррекции работы.

— Чтобы выучить язык, что важно делать и не делать? Какие бы вы дали рекомендации родителям?

— На раннем этапе обучения языку (дошкольный и младший школьный возраст считается ранним этапом) важно понимать, что двух часов английского в школе недостаточно для уверенного владения языком. Некоторые родители думают, что хорошие оценки по английскому в школе являются показателем устойчивых знаний ребенка. Но это не так. Поэтому для успешного старта важно вовремя найти дополнительные занятия для него (можно в 1-м классе, во 2-м полугодии 1-го класса, во 2-м классе). Потом, вероятно, мотивацию будет сохранить или поддержать несколько сложнее, хотя тоже возможно. И конечно, эти занятия должны быть с грамотным педагогом. Ученик старшей школы, который хорошо разбирается в английском, или соседка по лестничной клетке помогут сделать домашку, но не владеют необходимыми педагогическими навыками. 

Вообще считаю, что для поддержания мотивации важно дать каждому ребенку возможность побывать в ситуации успеха, особенно если в школе уже начались проблемы и трудности с языком, а потом регулярно создавать условия для повторения этих ситуаций успеха с постепенным наращиванием уровня трудности, с акцентированием на том, что уже получается из того, что не получалось раньше.

И еще важна регулярность: отмен занятий по странным причинам типа «уехали в гости», «задана несложная домашка, поэтому сегодня нет необходимости в занятии» и прочего быть не должно. Нет возможности провести занятие в этот день и час — перенеси.

Нельзя делать домашнее задание вместе с учеником. Необходимо договориться с родителями на берегу о том, что ДЗ выполняется учеником самостоятельно, при необходимости проверяется преподавателем, работа над ошибками проводится после необходимых объяснений педагога и опять же самим учеником.

— Для многих родителей изучение языка ассоциируется с болью. Это мнение закреплено и личным опытом, и школьными шаблонами, и собственными требованиями к уровню знаний ребенка. На что надо обращать внимание, чтобы не учить язык через «боль»?

— У современных детей намного меньше боли с языками. Особенно если действия родителей, педагога и ученика скоординированы, обговорены до начала занятий, цели прояснены и поставлены.

Сейчас у детей и у педагогов дополнительного образования намного больше места для маневров, язык можно изучать намного интереснее и увлекательнее, чем это было в 90-х и 2000-х. 

У современных детей может быть боль в плане изучения языка, если много времени уже упущено и ситуация в школе совсем плачевная, а также если есть какие-то элементы дислексии, которые объективно добавляют трудностей как в изучение родного языка, так и иностранного. 

В остальном — масса возможностей! Это и процесс преподавания делает намного увлекательнее. Честно скажу, когда я была маленькой, а затем и подростком, глядя на своего репетитора по английскому, которая тогда еще ходила по домам учеников, я не испытывала большого желания становиться преподавателем английского.

— Это удивительно! В ваших словах чувствуется вдохновение и любовь к своей профессии. Как так случилось?

— Я училась в школе, язык мне никак не давался, и тогда мне нашли репетитора. Благодаря работе с ней я узнала и полюбила английский язык. Правда, мечтала о профессии переводчика, но вышло намного лучше: стала преподавателем.

Теперь я могу помочь детям, у которых возникают трудности при изучении языка. Могу им дать возможность ощутить ситуацию успеха, чтобы они поверили в себя и в свои силы, — это очень важно для построения дальнейшей успешной жизни. И, конечно, могу показать, научить и помочь прочувствовать богатство и своеобразие неродного языка, сделав его добрым другом для ребенка.

Ольга, преподаватель английского языка, ННО-практик

Ненасильственное общение можно использовтаь как в работе, так и в семье. На сайте вы найдете все, что нужно, чтобы начать практику и разобраться в теории. Главное начать!

Чтобы узнать о методике больше, изучите материалы на странице: ЧТО ТАКОЕ ННО