Евгения Шаталина 15 лет обучает детей математике: ведет кружки и занимается индивидуально. Некоторые ребята проходят на занятиях путь от ненависти к предмету до любви к нему. Ее рекомендуют как учителя, который может показать младшим школьникам красоту математики и увлечь ребят. В рубрике «Сердце жирафа» Евгения Шаталина рассказала, как ей удается подружить детей с цифрами.
С момента первого знакомства с методом на момент интервью прошло почти 6 лет.
— Вы преподаете математику детям и, согласно описанию вашей услуги, помогаете почувствовать вкус к предмету и уверенность в своих силах. Что вам помогает достигать успеха в работе с учениками?
— Я стараюсь разработать индивидуальный план занятий, подходящий конкретному ребенку и его родителям.
— Вы магистр технических наук — и вдруг изучение психологической методики. Что вас привело в ННО?
— В ННО меня привели сложности в отношениях со свекром и свекровью. После рождения сына мне хотелось создать у него образ дружной и крепкой семьи, но мешали нерешенные конфликты.
— Изменилось ли что-то в ваших занятиях с детьми после знакомства с методикой ненасильственного общения?
— Изменилось многое.
Во-первых, я стала лучше понимать себя. Стала отслеживать свое состояние и искать его истинные причины, не перекладывая ответственность за собственное настроение на плечи учеников.
Во-вторых, я стала лучше понимать детей. Научилась использовать эмпатию, чтобы увидеть истинные причины невыполнения заданий. В принципе стала говорить с ними на занятиях об их чувствах: «Как тебе эта задача? Как тебе сейчас? Стало ли больше уверенности?» Раньше я считала это непрофессиональным.
Иногда я ввожу новые занятия через потребности: «Раз нам нужно больше уверенности, давай повторим эту тему…», «Чтобы почувствовать успешность, я предлагаю тебе вот эту задачку».
В-третьих, мне стало существенно проще общаться с родителями. Теперь я могу находить ответы на вопросы, которые раньше ставили меня в тупик.
— Если бы вас коллеги спросили, как сделать процесс обучения более эффективным и интересным для детей, что бы вы порекомендовали им в первую очередь и затем, на следующих этапах?
— Я бы посоветовала больше обращать внимания на динамику занятия, смену деятельности. Учесть особенности восприятия: является ли ученик аудиалом или визуалом, например.
И еще необходимо объяснять детям себя, особенно при работе в группе. Например: «Я сейчас говорю громко потому, что бежала, чтобы успеть на занятие, а не потому, что ваш вопрос меня возмущает».
Раньше я боялась сказать что-то такое, а теперь не боюсь. И дети реагируют хорошо. Они чувствуют негативные эмоции, их не обманешь, и им очень важно понимать, что негатив не связан с ними.
На начальном этапе важно установить контакт и нащупать интересы ребят. В дальнейшем можно направлять их внимание и на более «скучные», но полезные занятия. Такая последовательность необходима, чтобы развивалось произвольное внимание, чтобы ребята могли учиться именно осознанно, понимая важность процесса, чтобы они были способны совершить волевое усилие, и это постепенно становилось для них нормой. Любой урок — это не только формирование отношения к предмету, но и формирование отношения к обучению вообще.
— Расскажите, пожалуйста, запомнившийся чем-то случай из своей практики, где вам пригодились навыки коммуникации?
— Помню, мне позвонила мама одной ученицы в совершенно растрепанных чувствах. Я была предупреждена о звонке, так как до этого она же говорила с моей коллегой, и разговор вышел напряженный. Могу только догадываться, что там звучало. Итак, я была предупреждена. Предупрежден — значит вооружён. Я поставила себе задачу: не соглашаться ни на какие ультиматумы (не имею права — нужно решать коллегиально), при этом максимально сгладить конфликт. Как это сделать?
Пять лет назад я бы не имела понятия. Обязательно встала бы на чью-то сторону. Потом мучилась бы, верно ли поступила. А может, оказалась бы третьей стороной конфликта. Пять лет обучения прошли не зря: я была готова. Оценила свое состояние, спокойно выслушала собеседника. И поговорила с этой мамой — о ней самой: какое чувство я слышу в ее словах; какую потребность предполагаю за ним; понимаю важность этой потребности, ведь я сама — мама. В ответ я услышала: «Спасибо, Евгения Сергеевна. Вы меня как по головке погладили». И внутри стало тепло-тепло. Так вот ты какой, «язык уличного жирафа». Как по головке погладили. Ни страха, ни гнева, ни раздражения.
Евгения Шаталина, преподаватель математики, ННО-практик
Ненасильственное общение могут использовать не только педагоги в своей работе. В этом интервью Евгения поделилась как ННО помогает ей в работе педагога. Если работаете в другой сфере и хотите эффективнее решать конфликты, то вы в правильном месте.
Чтобы узнать о методике больше, изучите материалы на странице: ЧТО ТАКОЕ ННО