Ребенок не хочет делать уроки: что делать

ребенок-не-хочет-делать-уроки

Домашние задания: как помочь и не ругаться

Ребенок не хочет делать уроки или не справляется сам: отвлекается, забывает, истерит. Родители вынуждены напоминать, помогать, отвечать перед учителем, снова и снова уделять внимание организации учебного процесса.

Если и вы столкнулись с проблемой, что ребенок не хочет делать уроки или хотите ее избежать, когда он пойдет в первый класс, читайте статью Евгении Неговоровой, конфликтолога, сертифицированного тренера по ненасильственному общению. Вы узнаете, почему ребенок не делает домашнее задание и как изменить ситуацию.

Примерное время чтения 8-10 мин.

Содержание:

— Почему ребенок не делает уроки
— Что мешает делать уроки
— Что делать, если ребенок не хочет делать домашнее задание
— Дети с особенностями поведения и развития и без них

Почти в каждой семье, где есть школьники, имеется проблема с домашними заданиями: ребенок, не хочет делать уроки, приходя домой. Родители находятся в непростой ситуации. С одной стороны, им приходится сдерживать давление общества, которое требует ответственности за образование ребенка, и, обеспечивая детям поддержку и заботу, дозированно выдавать требования, касающиеся учебы. А с другой — мамам и папам нужно справляться с негативными эмоциями, вызванными воспоминаниями из собственных школьных лет. Ситуация усугубляется тем, что многие инструменты, доступные более старшим поколениям родителей, уже не работают или недоступны.

Нет волшебной фразы, услышав которую ребенок побежит делать уроки и будет выполнять их регулярно. К тому же вы, родитель, не единственный участник ситуации, который может влиять на результат. Что же тогда влияет? Разберемся в этом, чтобы понять, как помочь ребенку с домашним заданием и при этом укрепить отношения с ним.

Почему ребенок не делает уроки

Причина 1. Позиция учителя

ребенок не хочет делать уроки

В большинстве школ учителя не объясняют детям, почему важно делать домашнее задание, не продают эту идею. Но именно они задают домашку. Если педагог это делает правильно, проблем с уроками у учеников не возникает.

А если учитель:

  • говорит что-то из серии «Хорошие дети всегда делают домашние задания, а остальные — как обычно», акцентирует внимание на детях, которые уроки не выучили, то это не мотивирует;
  • не озвучивает домашнее задание вовсе, подразумевая, что дети будут искать его в недрах электронного дневника, то количество учеников, не выучивших урок, увеличивается.

Причина 2. Уровень сложности и форма домашних заданий

Если упражнения сложные или даны на новые, еще не закреплённые темы, в которых ребёнок пока не разобрался, то он не будет делать домашнее задание. И, наоборот, видя простые задания, дети выбирают выполнить домашку, а не отложить ее.

Если ребёнок не понимает условия задачи, то не сможет ее решить. При прочтении у него должно возникать ощущение, что задание можно выполнить очень быстро. Иначе у большинства детей не хватит силы воли.

Но во многих учебниках задания сформулированы некорректно — даже взрослым людям порой приходится вчитываться, чтобы понять смысл. Так родители оказываются перед дополнительной задачей, к которой они не готовились: объяснять ребенку то, что написано в учебнике — вместо отдыха вечером, радости от общения, игр, контакта с ребенком.

Родители хотят уделять детям больше внимания, но они ждут приятного совместного досуга, а не уроков!

Обычно к 7—8-му классу у детей уже есть опыт преодоления трудностей, и проблем с выполнением домашних заданий не возникает, но в начальной школе ребёнку бывает сложно справиться самостоятельно.

Что мешает делать уроки

Проблемы из-за чего ребенок не хочет делать уроки, могут быть разные, но четыре встречаются чаще всего. Рассмотрим каждую, чтобы вы могли понять, как помочь ребенку справиться с домашним заданием.

Проблема 1. Трудное задание

Если ребенок столкнулся со сложным заданием, попробуйте понять, что происходит с ним. Ему непонятна странная фраза в учебнике? Тогда ее можно объяснить, чтобы в будущем она не вызывала затруднений.

Бывает, что ребенок спотыкается на той части задания, которую вовсе делать не нужно. Тогда можно сказать: «Это задание на самом деле гораздо проще, чем ты думаешь. Давай прочтем его целиком. Видишь, вот эту часть, на которой ты застрял, делать не нужно».

Если ребенок долго делает домашнее задание (в начальной школе не должно уходить больше 15 минут на один предмет), вы можете сказать: «Если тебе сложно сделать домашнее задание, значит, либо ты его неправильно прочитал, либо вам что-то не то задали, либо ты не понял какую-то тему и тебе нужна помощь. И нужно сказать об этом мне».

К слову, иногда ребенок не успевает делать уроки за стандартное для его возраста время не потому, что не понял задание, а потому, что ему не хватает, например, линейки, которую он потерял, но не решается об этом сказать.

В начальной школе формируются представление ребенка о том, чего он может ожидать в будущем при столкновении с трудностями. Поэтому обязательно помогайте с домашними заданиями, если есть такой запрос.

В подтверждение своих слов приведу интересный, хотя и жёсткий эксперимент над мышами.

Мышек опускали в воду и минут через восемь, пока они держались на воде сами, одну часть доставали, а других оставляли, и те тонули. После этого спасённых мышей снова бросали в воду. Поскольку у них уже был опыт, что их спасли, они держались на воде в несколько раз дольше. Благодаря опыту поддержки мыши сохраняли надежду и были готовы прикладывать усилия, веря в их смысл.

Так же с детьми.

Если сложное задание объяснить мягко и бережно, не ругать за то, что ребенок не может справиться сам, в следующий раз ему будет гораздо легче преодолевать трудности самостоятельно.

Некоторые считают, что если помогать детям, то они не будут напрягаться вообще и начнут сразу приходить с вопросами. Это миф. Здоровым детям свойственно стремление познавать мир, пробовать новое. Это энергия дерзновения, которая ведет вперед. Желание справиться самому, стремление развиваться и расти есть у всех людей. Но развитие возможно только из точки покоя. В ситуации стресса мы не можем учиться, а способны делать только то, что уже нам известно. Поэтому когда родитель помогает ребенку с уроками, создавая атмосферу спокойствия и доверия, он создает условия для успеха.

Если ребенок испугался, запутался, домашнее задание ассоциируется у него с негативными переживаниями, то недостаточно просто напрячься, чтобы сделать его. Для этого нужно знать, что домашка — это легко и, если будет трудно, ему помогут, и его задача — сделать то, что может. Как только ребенок начинает таким образом подходить к домашним урокам, он выполняет их.

Проблема 2. Распорядок дня

распорядок дня

Решение этого вопроса напрямую зависит от родителя.

Дети не знают, когда именно нужно делать домашку. Часто временной отсечкой для них служит момент, когда мама начинает кричать. И повторение этой ситуации становится часто причиной конфликтов с ребенком.

Примерно после восьмого класса у детей появляется собственный внутренний ритм дня. Они уже могут мыслить рамками недели и потому способны понять, когда пора садиться за уроки. Но в начальной школе горизонт планирования ребёнка всего один день, в него хочется вместить всё: прогулку, мультики, игры, книги, общение с родственниками и друзьями, еду, сон. А уроки просто не помещаются. Ребенок не хочет делать уроки.

Детям нужен чёткий режим. Создайте для школьника поддерживающие временные рамки, обозначьте, когда он должен сесть за письменный стол. Может быть, когда мама приходит с работы. Или сразу после школы. Или когда звенит будильник, например в 16:00. Не важно, какой вариант вы выберете. Главное, чтобы у ребёнка была отсечка.

После того как ребёнок сделает домашку, важно порадоваться вместе с ним: «Ура, давай посмотрю. Интересно, что вы такое проходили. Я уже не помню ничего, расскажи мне». Так вы поймёте, что он действительно усвоил тему. Или не усвоил. И тогда вовремя ему подскажете, чтобы на следующий день проблем с домашним заданием не было.

Проблема 3. Отсутствие алгоритма действий

Чтобы с уроками не возникало сложностей, важно научить ребенка учиться.

Например, вы можете дать ему такую инструкцию: «Домашнее задание делается так. Открываешь дневник, где у тебя записаны все задания, выкладываешь стопочкой учебники и тетради по предметам, по которым заданы домашки. Сначала берёшься за самое лёгкое — делаешь то, что понимаешь. Потом делаешь то, что посложнее, — как получится. Затем ещё сложнее, — и тоже так, как получится. Если совсем непонятно, зовёшь меня на помощь. Если задано выучить стихотворение наизусть, то читаешь и повторяешь его между всеми другими предметами».

Поскольку в начальной школе выполнение домашнего задания не должно занимать больше 15 минут на предмет, а задано три урока, ребенку можно сказать:«Позанимайся 45 минут и сделай сколько успеешь!» Возможно, задания он выполнит не до конца. Но если школьник будет регулярно уделять им по 45 минут, то быстро наверстает упущенное.

Если ребенок не справился за 45 минут, помогите ему с одним заданием и попросите рассказать, что надо сделать в следующем. Поправьте его, если он что-то неверно понял, задайте уточняющие вопросы. Скажите, что вы будете делать после того, как он закончит, и напомните, что вы рядом.

Проблема 4. Недостаток требовательности

Чтобы избежать конфликтов в семье с ребенком, особенно если отношения и без того сложные, родители не требуют делать домашнее задание. И это в итоге приводит к тому, что ребенок не учит уроки.

Однако родители сами выбирают общеобразовательную школу, которая как любая комплексная система имеет ряд правил: ходить на уроки, носить учебники, писать в тетрадке с полями и отступами и наконец выполнять домашние задания. Все эти пункты обязательны.

Могут быть альтернативные варианты: поменять школу на ту, где нет домашних заданий, а правильному оформлению учатся только в старших классах. Перейти на семейное обучение, где процесс выстроен иначе, но и там есть элементы, которые именно родители должны обеспечить ребёнку.

Поэтому, когда мы говорим сыну или дочери «ты идёшь в школу» — это значит не только ходить на уроки, но и делать домашние задания, которые являются элементами школьной системы. Не получится учиться на 4 и 5, а зачастую даже на твердые тройки, если не делать домашку. Именно это нужно объяснить ребёнку и предъявить требование делать уроки.

Причём вы должны сами в него верить. Это не обсуждается.

От требования делать домашние задания нельзя отказаться. Так же, как нельзя отказаться от требования ходить в школу. Если у ребенка что-то болит, вы поддержите его в моменте, но он всё равно пойдёт в школу. Возможно, разрешите пропустить один раз, учитывая особые ситуации, но на регулярной основе прогуливать не дадите. С домашним заданием должно быть то же самое. Вы можете проявить эмпатию ребёнку, попробовав понять, что именно ему не нравится в домашке или почему она занимает много времени, но не можете позволить ее не делать совсем.

Если ребёнок не хочет выполнять ваше требование или не делает уроки самостоятельно, нужно работать непосредственно с этими ситуациями.

Что делать, если ребенок не хочет делать уроки

Шаг 1. Эмпатия к себе

Спросите себя: «А как мне с этим?» Возможно, вы услышите внутри себя: «Мне хочется, чтобы ребёнок быстро делал уроки и был свободен. И это про потребность в лёгкости. Когда не получается её удовлетворить, у меня точно много беспомощности, тревоги, разочарования. Мне хочется больше принятия, больше сопереживания ребёнку, но как будто нет решений для этого».

Заметив свое состояние, вы становитесь открытой для идей о том, что можно сделать в такой ситуации. Находить свои настоящие потребности через контакт с чувствами мы учимся на базовом курсе «Формула общения»: https://jane.negovorova.ru/basenvc

Может быть, вы заметите конкретные причины своего недовольства. Возможно, ситуация расстраивает вас или даже бесит, потому что в детстве с вами никто не делал уроки?

Максимум — ругали за двойки. И вам больно вспоминать об этом сейчас, когда вы видите, что ребёнок делает так же, но его никто не ругает. В этом случае мысленно возьмите своего внутреннего ребёнка на ручки, дайте себе поддержку, погорюйте о том, что было в вашем детстве. О том, какие у вас были сложные задания. Что у вас что-то не получалось, а мама была на работе. О том, что учителя не стали помогать вам, когда вы попросили их.

Шаг 2. Поиск вариантов

Что касается потребности в лёгкости в этой ситуации, я вижу решение в привлечении других людей. Может быть, вам поможет, если вы разделите с кем-то свою ношу, например поговорите с мужем, бабушкой, подругой, крестной о том, чтобы и они тоже транслировали ребёнку важность образования. Так вы будете распределять давление общества, ребёнок сможет получать его дозировано, а не только через вас. Когда люди вокруг будут говорить ему о важности образования, эта идея появится в его картине мира, и вам не нужно будет каждый раз её объяснять.

Привлекать близких можно и для того, чтобы они помогали с конкретными предметами. Например, дедушка-инженер, возможно, захочет заниматься с внуком математикой, а бабушка, которая любит читать книги, — литературой.

Чтобы вы могли чувствовать себя более уверенно и ресурсно, приглашаю вас поставить конкретные цели.

Ответьте себе на вопросы:

  • что именно и к какому возрасту должен знать ваш ребёнок?
  • что конкретно вы должны сделать, чтобы он выучил уроки?
  • что вы можете сделать для того, чтобы быть уверенной, что ребёнок знает, что вы не только «давите» на него заданиями, но и любите его?

Вы получите много энергии, если определите конкретно, как вы можете выражать свою любовь. Это поможет справиться с большой ношей, от которой нельзя отказаться, — с обучением ребенка в школе.

Шаг 3. Эмпатия к ребенку

Поддержав себя, вы сможете проявить эмпатию к ребёнку. Рядом живое человеческое существо, отдельное от вас. А как ему? Когда учебник лежит на столе, а ребёнок занимается непонятно чем. Или пишет в тетради совсем не то, что нужно. Или кидает ручку и кричит, что не будет ничего делать. Что он чувствует прямо сейчас, что ему важно?

Может, вы увидите, что ребенок фрустрирован и ему нужны поддержка, помощь, забота. В чём конкретно ему нужна поддержка? Может быть, какие-то уроки вы сделаете вместе?

Или, если ребёнок бросил ручку, вы возьмете его за руку и уведёте от стола, обнимете и скажете, что любите его. Найдёте внутри себя теплый отклик и спокойно спросите: «Нужна ли тебе помощь с уроками? Может быть, нужно что-то объяснить? Или просто посидеть рядом?»

Есть дети, которые не дают себя обнимать. Тогда вы можете просто сесть рядом и сказать: «Слушай, с домашним заданием пока всё. Перерыв 15 минут. Может быть, пойдём пить чай, побьём грушу или попрыгаем?»

Возможно, небольшого перерыва ребёнку будет достаточно. Он вернётся к урокам, чувствуя себя окруженным любовью и эмоциональной безопасностью. Сможет почувствовать, что его видят, любят, что он важен и его состояние — это не что-то такое, до чего никому нет дела, а то, что вас трогает. И вам тоже важны принятие, забота, вклад.

Мы можем думать, что вклад — это нечто конкретное и «полезное», например вовремя накормить ребенка. Но на самом деле вклад — это когда мы обращаем внимание на то, что нужно самому человеку, и даем ему именно это. Если он сейчас не голодный, то предложить чай с печеньем — это не забота, а заедание эмоций. Поэтому так важно попробовать угадать, что сейчас актуально человеку и что бы ему помогло.

эмпатия к ребенку

Дети с особенностями поведения и развития и без них

У многих детей могут быть свои особенности развития, и, чтобы найти способы компенсации, понадобятся время и помощь.

Важно ответить на вопрос: что ребёнку даётся сложно и почему? Это пространство вариантов, а не готовые решения. Поэтому нужно знать особенности своего ребёнка, в том числе его мировосприятие, сильные и слабые стороны. Так вы быстрее подберёте инструменты и поможете ему. И особенности необязательно должны быть связаны с патологией!

Если у ребёнка что-то вызывает сложности, то ему нужна помощь, а не критика. Рекомендация «Старайся лучше!» в этом случае снижает мотивацию, а не увеличивает её.
Может быть, ребёнок хорошо замотивирован, он работает на пределе своих сил, но у него есть какая-то особенность мозга, из-за которой он не в состоянии выполнять часть домашних заданий, как бы вы его не поддерживали. Тогда стоит показать его специалисту, который занимается коррекцией логопедических, моторных или любых других нейропсихологических сложностей, связанных с работой мозга: коррекционному педагогу или коррекционному психологу.

Если ребёнок укладывается в норму, но вы видите, что где-то у него есть трудности, возьмите одно коррекционное упражнение для более сложных детей, чтобы добавить сыну или дочке больше лёгкости с уроками.

У большинства родителей нет на всё времени. И это проблема. Дополнительная задача требует ресурса. После работы мы хотим отдохнуть, а не заниматься уроками. К тому же у многих взрослых школа связана с неприятным опытом. Нам самим не нравится делать домашние задания, и мы понимаем своего ребёнка.

И я желаю вам найти силы, чтобы отделить собственные детские травмы от нынешней ситуации. Именно так вы можете подарить своему внутреннему ребенку поддержку, а вашему родному школьнику обеспечить развитие и хороший старт в жизни.