Я хвалю тебя за пятерки: как разговаривать с детьми про оценки в школе

В моей жизни были и нули, и двойки. Были и переводы в «простой» класс за неуспеваемость. И «приличный» аттестат без троек. И авторитет, и отношение как к человеку, который «хорошо учится». Но сами по себе оценки для меня не важны. Хотя они хороший показатель: Маркер адаптивности.

Мне, как маме, достается за твои двойки больше, чем ребенку. Переживательные бабушки и дедушки, не особо довольные учителя — все это говорят и намекают мне. И я возвращаю эту обратную связь. Для ясности.

Малыш, мне комфортнее, когда твои оценки достаточно хороши для бабушки и дедушки. В этом случае я могу спокойно отпустить тебя к ним на выходные. Если им что-то не нравится в твоих оценках, они скажут это мне. Это странно, но это факт. И я не могу изменить дедушку или бабушку, поэтому у меня есть просьба: будь адаптивен.

Оценка, которую ставят в классе, не имеет прямого отношения к знаниям и уровню интеллекта, но показывает то, насколько ребенок может быть адаптивен системе. Система — есть. И с ней постоянно приходится взаимодействовать. Лучший навык, который можно вынести из школы, — это уметь, сохраняя себя, не вызывать с ней жесткого конфликта. И да, так можно.

У любого события есть необходимые и достаточные условия. Понимая их, можно перевернуть мир! Делать только то, что важно для результата. Малыш, ты же хочешь иметь достаточно времени на свободную игру и изучение того, что важно тебе самому?

Я знаю, что часто оценка — это лишь показатель отношения учителя, я знаю, что два — это нормально, так бывает. Знаешь, даже «ноль» — бывает. У меня был, хотя их и не ставили, но я умудрилась…

И все же оценка — это спокойствие. Если у тебя есть пятерки, и за важные работы твои оценки устраивают бабушку, то я спокойнее. У меня есть уверенность в безопасности. Я понимаю, что ты справишься с системой без моего участия. Это дает мне возможность тратить энергию на что-то еще.

Я знаю, как классно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Сколько это дает информации и понимания. Когда что-то сказать, когда промолчать. Где возникло непонимание и, как следствие, ошибка.
И хочу, чтобы ты научился тоже. Отмечай, что важно, какие взаимосвязи между результатом и твоими действиями есть.

Меня этому научили в школе. Ежедневно выставляя оценки. Они ничего не говорят о моих знаниях, потому что зная один объем информации, я могла получить и пять, и два. Но они говорили о том, как я использовала ту информацию, что есть в моей голове.

Я понимаю, что заболтать учителя в начальной школе непросто, и с возрастом у тебя будет получаться все лучше, и оценки будут все лучше, и, как следствие, отношение системы к тебе. Системе важны правила.

Пятерка по математике — это не оценка за знания по математике. Это оценка за умение адаптироваться и применять свои знания так, как необходимо и достаточно в данном месте и в данное время.

Лояльность системы — лишь один из дополнительных помощников в будущем и моему спокойствию в настоящем. Если где-то тебе никак, знай, что есть другие методы. Ты можешь отказать моей просьбе. Как минимум у меня будет ясность.

Можно идти против системы. Легко. Так бывает. Многие люди так делают. И не могу сказать, что их жизнь чем-то хуже или кардинально сложнее. Она просто «по-другому». У них появляются другие условия и требования. И они так же не всегда известны поначалу. Хотя, скажу честно, лично мне этот путь интереснее. И я понимаю тебя, если ты выберешь его.

Лишь уточню, если идти против системы во всем, то хватит ли тебе сил и точно ли тебе это нужно? Уверена, ты знаешь свой ответ. Те сферы, где важно отстоять, и где комфортнее уступить. Я же лишь продолжу ориентироваться на информацию о твоей гибкости и адаптивности. Да, твои оценки — важны для меня. Они — моя обратная связь от системы, в или рядом с которой мы живем.

И наблюдать — очень интересная штука.

 

Евгения Неговорова, 2015 год