С 2018 года у людей, говорящих на русском языке, есть возможность освоить новую профессию: ментор эмпатической коммуникации. За шесть лет «Академия Коммуникации» под руководством сертифицированного тренера ННО Евгении Неговоровой подготовила полсотни специалистов.
Выпускники менторской программы, владея широким спектром инструментов, помогают людям справиться с внутренними и внешними конфликтами, решить личные и семейные проблемы, обрести устойчивость и реализовать планы. В своей работе они опираются на бережный, внимательный, эмпатический подход — метод ненасильственного общения (ННО), разработанный доктором Маршалом Розенбергом.
Как найти своего ментора эмпатической коммуникации, в чем он может помочь и как получить новую профессию, — в этой статье.
Примерное чтение материала: 15 минут
Автор: Евгения Неговорова, конфликтолог, сертифицированный тренер по ненасильственному общению
Содержание:
— Как появилась профессия «ментор эмпатической коммуникации»
— Кто такой ментор эмпатической коммуникации или инструктор соединяющего общения
— Зачем нужен ментор и, что он делает?
— С какими проблемами может помочь ментор?
— Как найти ментора эмпатической коммуникации
— Как стать ментором эмпатической коммуникации
— Какие навыки и качества нужны, чтобы быть ментором
— Сколько зарабатывает ментор и как
— От чего зависит успех ментора
— Что нужно, чтобы прийти на курс
— Как проходит обучение менторству
Как появилась профессия «ментор эмпатической коммуникации»
В 2018 году «Школа общения «Пойми меня» получила премию журнала семейного образования как лучший проект для родителей, к тому же все больше людей хотели научиться решать конфликты бережно и эффективно. Так появилась идея создать курс обучения методу ненасильственного общения. Тогда и понадобились особенные люди — специалисты, которые могут услышать человека, поддержать, мягко направить, передать знания, помочь в тренировке навыка соединяющего общения. Обычные кураторы онлайн-школ на эту роль не подходили.
Обсуждая детали программы, мы с Натальей Потеха поняли, что хотим подготовить самостоятельных и самодостаточных специалистов, коллег, которые могли бы работать не только у нас кураторами, но и в других местах. К тому, чтобы запустить первый поток, мы шли год.
На курсе нам нужны были кураторы с целым набором компетенций. Им было необходимо:
- знать, как создать для человека поддерживающую, ресурсную атмосферу;
- уверенно чувствовать себя в технических вопросах;
- быть независимыми, свободными, автономными;
- стать безопасной опорой, дать возможность человеку почувствовать себя нужным, значимым.
Во многом эффективность обучающих программ зависит не столько от информации, сколько от взаимодействия с другими людьми, включая кураторов.Существует мнение, что только у человека в состоянии стресса может случиться большой скачок в развитии. Но это неправда. В стрессовой ситуации рост, по сути, останавливается: ресурсы организма переключаются на то, чтобы выжить. Истинное развитие возможно только из зоны комфорта: когда удовлетворены базовые потребности человека, есть ощущение привязанности, контакта, безопасности, тогда он может реализовывать весь свой потенциал.
Мне нравится подход гуманистической психологии (а ННО — его часть), которая верит, что каждый человек способен справиться с трудностями и сложностями самостоятельно. Главное, чтобы рядом был тот, кто видит в нем прекрасное и помогает убрать лишнее — то, что не дает проявляться этому прекрасному в полной мере. Отношение к миру с любовью — эту компетенцию мы развиваем за время обучения.
Кто такой ментор эмпатической коммуникации или инструктор соединяющего общения
Ментор эмпатической коммуникации, или инструктор соединяющего общения — это человек, который знает и практикует ННО, получает результаты и готов делиться опытом.
И ментор, и инструктор — не учитель: в ННО не учат — им делятся, в нем направляют, помогают, поддерживают, становятся напарником.
Можно было бы назвать его тренером. Однако слово «тренер» на момент создания профессии могло быть непонятно людям, не знакомым с ННО, а слово «ментор» набирало популярность в России.
Ментор — это тот, кто уже прошел какой-то путь и к нему можно обратиться за помощью, поддержкой, подсказкой. Ментор — наставник, который верит в человека, потому что он эмоционально старше, может задать правильные вопросы, поделиться опытом и инструментами самопомощи.
Похожий смысл и в слове «инструктор». Человек, обратившийся к инструктору, может ничего не знать про ННО, и его с нуля научат.
Оба названия — синонимы, но «ментор эмпатической коммуникации» имеет англоязычные корни и отсылает нас к истокам метода и основателю Маршалу Розенбергу, а «инструктор соединяющего общения» наиболее точно раскрывает суть для русскоговорящих людей.
Зачем нужен ментор и, что он делает?
Главная задача ментора — создать особое, комфортное, безопасное, уютное пространство для движения, развития человека — атмосферу тотального принятия — и поддерживать его в этом.
Ментор слушает и задает вопросы. Не оценивает, не дает советов, ничего не требует, а просто слушает. А еще делится инструментами. Коуч и ментор чем-то похожи, коуч тоже помогает разобраться в непонятных ситуациях и решить важные вопросы. Однако он будет целенаправленно продвигать клиента к результату, подталкивая к решению, а ментор не будет заставлять, настаивать, а даст столько времени, сколько нужно, чтобы решение созрело внутри человека.
Ментор дает так много внимания, что человек начинает слышать свой внутренний голос, ощущает важность, чувствует соединение, обретает внутреннюю целостность, наполняется позитивными чувствами, становится более ресурсным и устойчивым и из этого состояния уже может менять что-то в своей жизни.
С какими проблемами может помочь ментор?
К ментору можно прийти с любым запросом:
- ограничивающие убеждения;
- страхи, тревожность;
- работа со злостью, стыдом, виной, обидой;
- проблемы с отдыхом: когда непонятно, как отдыхать, как позволить себе это, как попросить о помощи или договориться с близкими;
- непереносимость разных эмоций.
Ментор мягко отражает и поддерживает там, где нет опыта контейнирования или проживания эмоций. По сути, он заменяет ролевую модель, которая могла бы научить справляться с эмоциями в детстве.
Помощь ментора нужна, когда человек сталкивается с невозможностью выразить чувства, донести свою точку зрения до близких и понять, что от него хотят.
Есть и другие темы, например:
- саботаж и прокрастинация, — когда вашему движению мешают внутренние конфликты;
- воспитание детей: гаджеты, домашние дела, семейные правила;
- конфликты поколений;
- горевание, проживание утраты.
Со многими ситуациями получится справиться инструментами ННО. Ментор может каждый раз проходить путь с клиентом вместе или научить пользоваться методом самостоятельно.
Как найти ментора эмпатической коммуникации
У большинства менторов есть личные страницы с их мыслями, историями, отзывами, фотографиями. Многие проводят вебинары, выкладывают видео. У некоторых есть бесплатные установочные сессии, кто-то проводит групповые встречи поддержки — можно встретиться, поговорить, послушать и свериться, как вам. Я рекомендую выбирать по внутреннему отклику, который подскажет, будет ли безопасно и комфортно с этим специалистом.
Еще своего ментора эмпатической коммуникации можно найти на сайте по ННО — RUS NVC.
Как стать ментором эмпатической коммуникации
Можно было бы сказать, что достаточно пройти обучение, но нет.
Ключевой момент — желание помогать людям. Без этого стремления не получится ничего. Менторы хотят сделать мир лучше. Быть ментором не должно быть целью, это ступенька к чему-то большему.
Если хочется освоить ННО, чтобы справиться с переживаниями и сложными ситуациями, то достаточно пройти базовый курс и использовать язык ненасильственного общения для себя.
А если есть желание поменять работу, заниматься чем-то более значимым: обучать людей, общаться, вести вебинары и тренинги, помогать развиваться методу ННО, — тогда обучение менторству может стать подходящим вариантом.
Но будет ли это работой мечты? Ментору эмпатической коммуникации часто самому приходится искать клиентов, заниматься продвижением, решать организационные задачи и пр.
А, кроме того, поскольку главный инструмент ментора — он сам, то важно постоянно заботиться о своем ментальном здоровье. Чтобы быть устойчивым, не разрушаться от чужих эмоций и уметь поддержать, необходимо работать с дневниками, другим ментором или психологом.
Какие навыки и качества нужны, чтобы быть ментором
В работе ментором помогают:
- внимательный ум (это одна из граней эмпатии, когда человек замечает нюансы, внимателен к деталям);
- структурность (умение видеть причину и следствие);
- любовь к людям;
- тактичность;
- ответственность.
Еще ментору важно:
- стремиться к росту, развитию и живой, естественной (а не теоретической) практике;
- иметь готовность учиться на чужих ошибках, быть открытым к чужому опыту;
- вести экологичный образ жизни.
В процессе обучения мы формируем и доводим до автоматизма целый ряд навыков.
К окончанию учебы ментор умеет:
- проявлять самоэмпатию;
- обеспечивать связь до коррекции;
- прояснять запрос;
- задавать коучинговые вопросы;работать с критикой;
- соблюдать границы;
- слышать и распознавать «нет»;
- признавать свои ошибки;
- принимать обратную связь;
- работать с группой;
- разбираться в технических моментах;
- использовать тайм-менеджмент.
Сколько зарабатывает ментор и как
Обычно будущие менторы начинают с бесплатных встреч, затем, еще не завершив обучение, при индивидуальной работе получают 500—1500 рублей в час. И дальше стоимость их услуг растет.
Работать можно ментором онлайн и офлайн:
- Проводить индивидуальные консультации. На таких встречах инструктор слушает, помогает увидеть грани ситуации, заполнить дневники, найти решение, а при регулярных встречах — встроить в жизнь человека ННО.
- Вести групповые встречи и занятия: лекции, мастер-классы, курсы, тренинги.
- Быть корпоративным или семейным ментором и помогать справляться с трудными ситуациями в коллективах.
- Вести группы практики — бесплатные и платные.
- Стать куратором онлайн-школы или другого проекта благодаря тому, что имеет хорошие навыки поддержки.
- Быть медиатором и/или фасилитатором.
От чего зависит успех ментора
Успех в обучении и в работе зависит от того, насколько удается совмещать суть, форму, смысл с прикладными навыками, и измеряется в количестве проведенных вебинаров, лекций, консультаций, в отзывах и деньгах.
Взаимодействие с деньгами — важный навык для специалиста, и мы прорабатываем его в первые три месяца курса. Не получится продвигать услуги или воплощать идеи, не взаимодействуя с деньгами.
Деньги — эквивалент пользы ментора. Если человек делает мир лучше, у него будут деньги. Если денег мало, то вопрос «где мне заработать больше денег?», я советую переформулировать так: как еще я могу помочь этому миру?
Что нужно, чтобы прийти на курс
Все кандидаты должны иметь базовые знания по ННО и пройти собеседование.
В качестве базы могут быть мои курсы, например «Путь силы и бережности», «Формула обещания», или другого сертифицированного тренера по ННО. Прочитанной книги Маршала Розенберга недостаточно.
Плюсом будет участие в тренингах, в том числе с сертифицированными тренерами из других стран. Также ментору полезно образование коуча — причем больше, чем психолога.
Чтобы пройти отбор на собеседование, необходимо заполнить анкету. На собеседовании мы определяем цели, навыки и ценности человека, чтобы понять, зачем ему нужно стать ментором. Говорим о сомнениях, тревогах, обстоятельствах, которые могут помешать успешно завершить обучение. На курсе мы работаем с личными проблемами, однако справиться со всеми и навсегда невозможно. Ментор — живой человек.
Как проходит обучение менторству
Менторский курс длится год. На потоке всего 10 человек.
Первые полгода — теория и практика. Каждую неделю выполнение заданий, созвоны и встречи в маленьких группах.
Второе полугодие — практика и дипломная работа. Основной фокус обучения — практические действия для достижения результата.
В программе 7 модулей, в каждом уделяется внимание 4 направлениям.
- Теоретическая подготовка
Углубление знаний по таким вопросам, как стыд, вина, ограничивающие убеждения, страхи, злость, семейные правила, границы. Темы рассматриваются через призму соединяющего общения, и в теорию включены инструменты работы с ними. - Практическая подготовка
Прикладные навыки ведения лекций, мастер-классов, тематических встреч, индивидуальных консультаций и групповых тренингов. В этом блоке появляются первые настоящие клиенты и группы. - Личная проработка
Еженедельный групповой коучинг с Евгенией Неговоровой. В группе 4—6 человек. Это позволяет, с одной стороны, уделить достаточно внимания практике, с другой — глубоко проработать личные задачи. - Продвижение проекта
Создание своего проекта в соцсетях, оформление, подготовка продуктов, настройка рекламы. Также в рамках курса будет помощница на технические задачи, и вас научат с ней работать.
Курс завершается подготовкой и защитой дипломного проекта, который отражает созвучие инструментам ненасильственного общения.
Это полноценная программа, которую прошли уже 6 потоков менторов и получили опыт, результаты, навыки и изменения в жизни своей и клиентов.
Далее можно погружаться в разные психологические направления — от общей психологии до психосоматики и психологии экстремальных ситуаций.
Каждый ментор находит тему, которая отзывается ему больше других, и растет в ней.
Выпускники программы получают диплом установленного образца с квалификацией «Психолог-консультант. Ментор эмпатической коммуникации», что позволяет чувствовать себя уверенно как в рамках метода, так и в смежных темах, принадлежащих психологии.
Сколько стоит обучение
Стоимость зависит от двух элементов: способа оплаты и итогов собеседования. Обучение можно оплачивать полностью, по блокам или в рассрочку — разница в цене колеблется в пределах 30%. Результаты собеседования влияют на стоимость в пределах 50%.
Я не думаю, что стать ментором эмпатической коммуникации может каждый, однако верю, что те, кому эта профессия действительно подходит, обязательно найдут информацию о ней и воплотят свою мечту.
Чтобы начать свой путь, начните с базовой программы ПОДРОБНЕЕ.
Вы сможете заполнить анкету после завершения при своем желании.
Зачем мне это нужно
Я хочу, чтобы ненасильственное общение стало доступно большему числу людей. Но эффективно учиться можно только у тех, кому доверяешь, и я кому-то могу не подходить как тренер по разным причинам. Поэтому моя задача, когда я готовлю менторов эмпатической коммуникации, — создать себе коллег. Чтобы люди, которым не подошла я, имели возможность узнать ННО и научиться ему у кого-то другого.
Еще для меня это возможность обсудить с коллегами метод: мне комфортно, когда рядом есть лига единомышленников, чтобы вместе работать, развиваться, спорить, обсуждать, переводить, совместно приглашать зарубежных тренеров.
Есть такая теория — диффузия инноваций. Она придуман социологом Эвереттом Роджерсом. Эта теория объясняет, как и с какой скоростью новые идеи распространяются среди потребителей. Согласно ей, потребители делятся на 5 групп в зависимости от интереса к новинке: новаторы, популяризаторы, раннее большинство, позднее большинство и отстающие или скептики.
Идея ННО уже не выглядит такой безумной, как 20 лет назад, когда только пришла в Россию, но нуждается в распространении и популяризации. А я — тот самый популяризатор, который стремится, чтобы об идее узнало как можно больше людей и приняло ее. И для этого мне нужны те, кто поверят и влюбятся в идею, станут распространять ее и помогут ей перейти в «раннее большинство».
Чтобы узнать о методике Ненасильственного общения больше, изучите материалы на странице: ЧТО ТАКОЕ ННО
Видео-лекция на тему «Кто такой ментор эмпатической коммуникации»