Как учиться взрослому человеку с пользой и удовольствием

Как выбрать программу обучения и не потратить деньги зря Доступ к неограниченным источникам информации и разнообразные программы для обучения взрослых делают человека заложником 24 часов в сутках, особенно если он любит учиться. В статье Евгения Неговорова, конфликтолог, сертифицированный тренер по Ненасильственному общению, рассказывает, как отличить здоровую тягу к знаниям от нездоровой, чтобы вы могли покупать только те курсы, которые пройдете до конца, получив пользу и удовольствие.

Как выбрать программу обучения и не потратить деньги зря

Доступ к неограниченным источникам информации и разнообразные программы для обучения взрослых делают человека заложником 24 часов в сутках, особенно если он любит учиться. В статье Евгения Неговорова, конфликтолог, сертифицированный тренер по Ненасильственному общению, рассказывает, как отличить здоровую тягу к знаниям от нездоровой, чтобы вы могли покупать только те курсы, которые пройдете до конца, получив пользу и удовольствие.

Примерное время чтения 9-12 мин.

Содержание:

— Эффект FOMO: как избежать разочарования
— «Всё возможно, всё успеем»
— Как не покупать курсы «на всякий случай»
— Зачем вы учитесь
— Что выбрать: время или деньги
— Какой формат обучения выбрать
— Как не попасться на крючок маркетинга
— Почему нельзя все успеть
— Как обойтись без покупки курсов

Эффект FOMO: как избежать разочарования

Обучение взрослых. Как выбрать и не разочароваться

Невозможно находиться одновременно в двух местах, но можно получать онлайн-образование из любой точки мира. Нельзя приобрести опыт сразу в десятке специальностей, но можно взять кредит на обучение и попробовать себя в профессии мечты. Нереально изучать что-то дольше 24 часов в сутки, но можно слушать записи лекций на двойной скорости. Альтернативные варианты создают иллюзию неограниченных возможностей.

Поколения людей, рожденных до 2000-х годов, воспитывались под лозунгом «Хочу все знать» и с идеей, что знать все, — это правильно и удобно. В итоге их обучение расползается и занимает каждую не организованную обязательными делами минуту. Синдром самозванца добавляет мотивации, а сравнение с успешным окружением включает внутреннего критика, который настаивает, что знаний пока не достаточно. Однако, чтобы не только достигать успеха, но и просто успевать жить, важно научиться выбирать, чему учиться.

Одним из результатов доступности образования при наличии смартфона в кармане становится синдром упущенных возможностей (FOMO, fearing of missing out). Человек пытается быть везде одновременно: зная, что в другом месте происходит что-то интересное, он не может расслабиться и тревожится. Мозг, сформировавшийся несколько тысячелетий назад и рассчитанный на более медленную жизнь и близкие ограничения, в эти моменты испытывает колоссальную нагрузку.

На протяжении столетий стратегия «бери всё» работала. Но сейчас, пытаясь узнать все, что прячется в смартфоне, человек не становится успешнее. Теперь надо учиться обратному. Успешным станет тот, кто возьмет только то, что ему действительно нужно. Современным способом защиты от лишней информации является осознанный отказ от ее части.

«Всё возможно, всё успеем»

Новейшие технологии заставляют людей верить в невозможное и предъявлять к себе сверхтребования.

Зарисовка из разговора с подругой:

— Маша успевает с детьми по музеям каждую неделю ходить, а я была там последний раз с ними три месяца назад.
— Да, она вдохновляет.
— Лена открыла магазин недавно, выглядит очень привлекательно, была у нее, клиентов в магазине было море! Я и сама купила.
— Вау!
— Олеся месяц назад пятого ребенка родила, а у меня один всего.
— Надо ее поздравить!
— Катя в Бразилии сейчас, это ее сотая страна, а я была только на нашем юге.
— Эх.
— Хочу так же!

И за этим «хочу так же!» прячется желание открыть магазин, как у бездетной Лены, родить пятого ребенка в дороге между Аргентиной и Австралией и обязательно посетить все музеи города.

Социальные сети и доступность информации создают иллюзию, что люди похожи, и если мы в чем-то отличаемся, то это мы «недоработали». И снова и снова задаем себе вопрос: как все успеть в жизни? Другие ведь успевают ВСЁ!

Каждый человек обладает собственным набором возможностей. Мы можем увеличивать их в каких-то пределах, но не с той скоростью, которую ожидаем, особенно если сравниваем свои результаты с достижениями тех, кто сконцентрировал на определенной сфере все силы.

Как не покупать курсы «на всякий случай»

Часто люди идут учиться, не понимая зачем, и страдают от своей неразборчивости. Не попадать в ловушку вечного студента помогают навыки укрепления контакта с собой и достаточная степень эмоциональной устойчивости.

Прежде чем оплатить очередную обучающую программу, важно ответить на четыре вопроса:

  1. Что на самом деле вы хотели бы получить с помощью этого обучения?
  2. Можно ли получить желаемое на данной программе?
  3. Что от вас потребуется, чтобы получить именно такой результат с помощью этого обучения?
  4. Выполнимы ли данные действия для вас и есть ли у вас необходимые ресурсы?

Обучение решает определенные задачи, и чем полнее совпадает то, в чем вы на самом деле нуждаетесь, с тем, что может дать программа, тем более эффективным окажется курс.

Недавно я купила себе пианино. Если бы я увидела рекламу курса по обучению игре на фортепиано до приобретения инструмента, я бы подумала, для чего мне нужен этот курс.

Идеи могут быть разными. Я могу купить его для того, чтобы мне подтвердили, что я все правильно делаю, то есть ради похвалы и разрешения играть так, как играю. Моя ключевая цель в этом случае — поверить в себя.

Или я могу купить курс, потому что мне непонятно, как люди играют быстрее или более сложные произведения. У меня есть надежда, что меня этому тоже научат.

Также у меня может быть желание с кем-то обсуждать свою игру или получить плейлист красивых несложных произведений.

Когда я знаю четкий ответ, ради чего иду на обучение, то заранее могу посмотреть, есть ли на курсе то, что мне надо, и заплатить именно за это — деньгами, временем и усилиями. И спокойно не брать все остальное. Если же там нет того, что я ищу, то не буду заставлять себя проходить курс до конца или даже попрошу деньги назад.

Этим и отличается обучение взрослых от обучения детей. Когда дети приходят в школу, у них нет собственной задачи получить новые знания. Лишь ближе к старшим классам, когда становится ясно, какой предмет нужен на ЕГЭ, ОГЭ или для поступления в вуз, дети прикладывают усилия.

Очень важно, чтобы такое понимание появилось и у взрослых.

Зачем вы учитесь

Зачем вы учитесь

Попадая на очередную обучающую платформу для дистанционного обучения взрослых или читая анонс курса у эксперта, имеет смысл задать себе ряд вопросов. Честные ответы либо помогут выбрать подходящий вариант, либо удивят и сэкономят тысячи рублей.

  1. Что вы хотите получить от очередного обучения?
  2. Каким потребностям будет служить учеба?

Учёба ради похвалы, ясности или поддержки

Например, вы хотите закрыть потребность:

  • в ясности — благодаря готовой структуре необходимых знаний?
  • в обратной связи — в верном ли направлении вы развиваетесь?
  • в поддержке и в легкости — через опору на чужой опыт?
  • во внутренней устойчивости — уверенности в своих знаниях и навыках?
  • в аутентичности? На многие творческие курсы люди идут ради возможности выразить себя так, как хочется, освоив необходимые техники, чтобы то, что им представляется внутри, воплотить в реальность.

Курс как дорогая поддержка

Если вами движет потребность в развитии, то можно придумать, как удовлетворить ее по-другому, а не через покупку курсов. Как вариант, это могут быть реальные действия на основе той информации, которая у вас уже есть.

Например, вы давно хотите делать утреннюю зарядку. И, скорее всего, уже знаете не один комплекс нужных упражнений. Но в этом как будто нет легкости, комфорта, поддержки? Об этом могут говорить чувства скуки, напряжения, одиночества.

Тогда как вы можете делать зарядку, то есть развиваться и при этом удовлетворять потребность в легкости, комфорте, поддержке? Может, вы заранее организуете место для занятий и купите удобные спортивные принадлежности?

Останется найти того, кто будет вас хвалить, подбадривать, мотивировать. Это может быть подружка, которой вы будете отправлять отчет. Муж, которого вы попросите хвалить вас. Приложение на телефоне, присылающее каждый день мотивирующую фразу. Или любимая книга, которую вы ежедневно будете открывать на случайной странице, чтобы прочитать поддерживающее высказывание. Вариантов много. Необязательно платить за те знания, которые вам не нужны, чтобы получить поддержку.

Конечно, бывают ситуации, когда сумма за курс адекватна той поддержке, которую человек получит. Ему настолько сложно найти ее где-то еще, что он просто платит деньгами и остается доволен. Но если вам доступно много других вариантов поддержки, то, скорее всего, курс разочарует. Новых знаний вы там не получите, а поддержка оттуда не будет достаточно ценной в сравнении с уже имеющейся.

Лучше стремиться получить то, что действительно важно и интересно. Тогда у вас будет больше сил, ресурсов и мотивации заниматься и тем, что нужно просто потихоньку делать.

Обучение как индульгенция

Иногда люди идут учиться с совсем не очевидными целями — например, чтобы закрыть истории типа «я достойна такого дорогого обучения, значит, я достойна и всего остального».

Обучение — это не индульгенция. Деньги не являются порталом, где раз — и вы королева. Да, если мы регулярно позволяем себе все больше дорогого обучения, то так или иначе растем, — обучение служит неким ускорителем развития, но не более того.

Некоторые люди идут на курсы ради того, чтобы развлечь себя или получить ощущение «я хорошая, я о себе забочусь», или найти друзей. Иногда это хорошие варианты.

Учеба ради общения и дружбы

На курсах действительно можно познакомиться с людьми, которые станут друзьями, если их там специально искать. Обязаны ли вы в этом случае выполнять все задания? Конечно, нет. На это можно вообще не тратить время: вы не обязаны съедать все на шведском столе. Взрослые люди имеют право опираться на собственный опыт и брать только то, что им нужно.

При этом готовы ли вы заплатить за то, чтобы найти друзей сумму, которую просят за курс? Если да, то тогда надо читать чат и общаться с другими участниками: рассказывать о себе, чем-то делиться с ними, проявляться. Остальное можно брать постольку-поскольку. Без этих действий друзья не появятся.

Если же вы не готовы такой ценой заводить друзей, то найдите другой способ это сделать — за ту сумму, теми усилиями, на которые вы согласны. В этом подходе звучит взрослая позиция и необходимость в актуализации внутренних задач.

Что выбрать: время или деньги

Обычно мы идем на курс для того, чтобы не нужно было самим искать информацию. Обучение экономит время, силы и прочие ресурсы, закрывая потребности в комфорте, легкости и простоте.

Если стоимость обучения, которую вы готовы за это заплатить, кажется слишком высокой, можно составить план действий по нужной теме и выполнить его самостоятельно. Вы потратите немного больше времени, но результат может быть тем же.

Какой формат обучения выбрать

Как учиться взрослому человеку с пользой и удовольствием

Процесс обучения в современном мире не ограничивается лишь курсами, есть и другие варианты. Каждый предполагает свой подход, помощь и поддержку — в зависимости от этапа, на котором вы находитесь.

Первый этап. Исследовательский

Сначала нужно в целом разобраться в теме. Для этого полезно поработать с коучем. Он поможет найти ответ, что надо делать в связи с заинтересовавшей вас сферой знаний.
Может, вы поймете, что действительно надо идти учиться на курс. Или достаточно воспользоваться самоучителем. А может быть надо обратиться за консультацией к эксперту. Или воспользоваться уже имеющимися у вас знаниями, чтобы решить проблему или закрепить навыки.
Коуча может заменить подруга или тетрадь, при условии, что подруга будет задавать вопросы и не озвучивать свое мнение, а с тетрадью вы поработаете больше 30 минут.

Второй этап. Формирующий

На этом этапе нужен наставник, который обладает опытом и может сказать, что конкретно делать, чтобы сформировать новый навык, необходимый для совершенствования в профессиональной сфере. Наставничество бывает индивидуальным или групповым, но оно всегда выходит за пределы привычного. Это общение с человеком из другого мира, который умеет что-то лучше и думает иначе. В таком взаимодействии можно черпать поддержку и вдохновение.

Однако часто мы покупаем наставничество не для того, чтобы заработать больше денег, а для того, чтобы стать ближе к человеку, у которого хотим учиться. Но дружба не покупается.

Наоборот, если мы учимся у кого-то, то это скорее осложняет дружеское взаимодействие.

Если вы идете на обучение за информацией, то личное наставничество вам тоже не подойдет. В нем изначально меньше информации, чем даже в книге. Расширение окружения, работа с мышлением, изменение восприятия себя — да, но не новые знания. Поэтому наставничество подходит далеко не всем. До него нужно сначала пройти собственный путь.

Есть люди, для которых правильно и эффективно расти через чтение книг и обучение на бесплатных курсах. Это позволяет наработать простейшие навыки, получить первые результаты, чтобы пойти в платную групповую программу к наставнику. После того как рекомендации, полученные на программе, будут внедрены и человек увидит изменения, будет полезно поработать с куратором и только потом двигаться персонально с экспертом. VIP-пакет на курсах также предназначен для тех, кто внутренне дорос до такого уровня.

Третий этап. Развивающий

На этом этапе мы развиваем уже сформированный навык. Тут нужна просто поддержка. Ее может дать коуч, психолог, подружка, телефон с напоминалками — неважно, кто или что это будет, главное, чтобы это помогало двигаться в сторону укрепления навыка.

Как не попасться на крючок маркетинга

Как не попасться на крючок маркетинга

Если человек не понимает своих задач на обучение, то легко может оказаться на крючке маркетинга. Избежать ловушки помогут самоэмпатия, необходимая для того, чтобы справиться с соблазнами, а также четкий ответ на вопрос «зачем нужно обучение», за которым скрывается навык понимать свои потребности. Без этого легко купить курс, который на самом деле станет пустой тратой денег.

Когда вы видите любую рекламу обучения, неосознанно вас цепляет в ней именно то, что вам нужно. Внутри — обещание или идея, которая служит каким-то вашим потребностям.

Вспомните, в какой момент рука потянулась за банковской картой. Так вы поймете, что вас привлекло, и сможете приложить усилия для получения именно этого результата.
Что вы чувствовали, когда читали последнее приглашение на курс, на который захотели пойти? Предвкушение, воодушевление, надежду, вдохновение или интерес? Весь список чувств? Что вам важно? Какая потребность стоит за этими чувствами?

Вам будет легче отвечать на эти вопросы, если вы пройдете основной курс «Формула общения». Он поможет быстрее сверяться со своими целями и в итоге достигать их в полной мере. А начать можно со статьи «Дневник чувств и потребностей».

Почему нельзя все успеть

Когда вы точно понимаете, какое обучение и зачем вам нужно, то не покупаете лишнего. Значит, первая часть проблемы решена. Но остается вторая часть, связанная с иллюзией, что, послушав лекции на двойной скорости, можно, не выбирая, успеть все, что хочется. Словом, прожить несколько жизней: стать ученым, успешным блогером, кондитером, многодетной мамой. Следуя за иллюзией возможностей и доступности информации, мы стараемся успеть все. Но когда пытаемся впихнуть несколько жизней в одну, то не живем ни одну из них.

Если вы регулярно слушаете эфиры, которые идут в одно и то же время, или развиваетесь в нескольких сферах одновременно, то понимаете, о чем я говорю. И тогда встает вопрос: для чего вы это делаете и насколько глубоко хотите погрузиться в каждую из сфер?

Если вы понимаете, что устаете, теряете концентрацию и недовольны результатом, то вам необходим навык горевания. Именно он помогает нам говорить нет и прощаться с тем, что не поместилось в 24 часа.

Возможность прожить несколько жизней — детская иллюзия. Погружение во что-то — это всегда потеря того, что становится невозможным из-за выбора. У нас только один мозг, одно тело, одна жизнь, одно и то же количество часов в сутках. Но в погоне за множеством целей мы не можем наслаждаться тем, что есть. И «обучение верному выбору» становится чуть ли не главным в списке «курсов», которые нужно пройти современному человеку.

Как обойтись без покупки курсов

Если вы просто хотите разобраться в теме или решить конкретную проблему, может, вам не нужно полноценное обучение — достаточно будет других способов, более простых и даже бесплатных?

Например, обнаружив, что на самом деле вам хочется удовлетворить любопытство, достаточным будет не покупать обучение, а поговорить с кем-то, послушать вебинар, прочитать книгу на эту тему или просто погуглить.

Чтобы решить конкретную проблему, можно обратиться за услугами к специалисту. Часто мы пытаемся самостоятельно разобраться в какой-то сфере, потому что не доверяем людям. И тогда имеет смысл поработать над доверием. Это даст ресурсы для жизни, а не заберет их из нее во время обучения.

Понимание своих истинных целей поможет увидеть, чему вы хотите глубоко обучиться, и принять решение в пользу получения новых знаний. А еще позволит заметить, чему вы учитесь просто так, на всякий случай. Только когда вы четко знаете, что вам нужно от конкретного обучения, вы можете это получить.