Введение прикорма малышам

Введение прикорма очень часто становится сложнейшим испытанием для молодой мамы. А первый год за общим столом (или рядышком, на детском стульчике) — это испытание и для маминых нервов, и для маминого желания чистоты… А еще вечером с работы приходит папа, и появляется множество новых «правил»…

Повторю еще разок и соберу в кучку важную информацию о введении прикорма.

(источники: семинары Азбуки Материнства, Р. Гонсалес «Мой ребенок не хочет есть», С. Бронникова «Интуитивное питание», ВОЗ, АКЕВ и мой личный опыт :) )

Первый вопрос: Когда вводить прикорм?

Возраст введения прикорма — вещь сугубо индивидуальная. Ровно в 6 месяцев ребенок не превращается в «готового к приему твердой пищи» малыша.

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание до 6-ти месяцев, однако срок введения прикорма варьируется и не начинается ровно в 6 месяцев.

В нашей стране, с точки зрения последних нормативных документов (пока не обновленных в соответствии с мировыми тенденциями), минимальный возраст для введения прикорма у доношенных детей — 4 месяца. Однако повторюсь, это не обновленные данные.

С помощью различных источников можно набрать множество признаков готовности к прикорму. Хорошо бы, чтобы к моменту начала введения прикорма таких признаков у вашего малыша было больше половины :)

Ребенок удвоил свой вес при рождении. 

Это старый признак, он основан на том, что детки-искусственники по старым табличкам удваивали вес примерно к 6-ти месяцам. Детки груднички часто удваивают вес значительно раньше, что подтверждают графики ВОЗ).

Исчез выталкивательный рефлекс. 

Этот рефлекс исчезает около 4-6 месяцев. До этого возраста он помогает малышу избежать проглатывания любых твердых предметов, отличных от молока и груди. Этот рефлекс может срабатывать даже на засунутую в рот ложку, поэтому при докорме с помощью ложки молоко выливают за щеку, а не на язык. Если начать вводить такому малышу прикорм, ребенок будет плеваться, выталкивать еду, и вокруг все будет в еде).

Изменился характер стула (а точнее его запах). 

Этот признак говорит о том, что ферментная система начала работать по-новому и готова к приему другой пищи. Часто этот признак приходит после того, как ребенку начали вводить прикорм. Появляется ощущение, что стул поменялся именно из-за прикорма, но если ребенок остается на чистом ГВ, стул все равно меняется примерно в этом возрасте.

У ребенка есть зубы (хотя бы зуб). 

Это, по мнению многих, также говорит о готовности пищеварительной системы к прикорму. Однако научных подтверждений этому пока не найдено. И этот признак остается из серии Рассказов про песчанку. Ни подтвердить, ни опровергнуть его мы пока не можем, но в целом… Выглядит правдоподобно, хотя есть детки, у которых зубки появляются как очень рано, так и очень поздно.

Ребенок умеет сидеть. 

Прикармливать ребенка, который еще не сидит, довольно сложно. Поэтому это просто удобно. И да, умение сидеть — навык, который появляется как раз в районе 6 месяцев, — говорит как раз о том, что ребенок развивается без задержек в развитии и не имеет скрытых проблем.

Активный пищевой интерес. 

Это такое проявление ребенка за столом, когда ребенку недостаточно ложки, которую ему дадут. Ему нужна именно еда. Возникает такой интерес в любом случае, но может быть не очень ярко выраженным, если малыша не берут с собой за стол. Или если малыш очень спокойный, или тревожный, он может перестать просить еду после одного отказа, даже совершенно не жесткого. Например, мама просто не заметила его просьбу… Таким деткам надо помогать — предлагать, есть перед ними с аппетитом и дать им немного времени. Также имеет смысл в этом случае почитать про теорию привязанности и убедиться, что у ребенка есть «надежный взрослый, которому он доверяет».

Ребенок начал бояться незнакомых.

В принципе это тоже из серии «мифов». Но в некоторых случаях может помочь, как признак. Еду маленькие дети готовы принимать от надежных им взрослых, а если они рады всем и легко всех включают в свою деревню, это может говорить как раз о незрелости и неготовности в том числе «выбирать еду».

Прибавки.

О, это самый любимый признак у врачей. Если прибавки в 4-5-6 месяце падают (а это нормально, судя по графикам ВОЗ), то сразу начинают требовать: каша, каша, срочно каша. Не все врачи, конечно, но очень многие. Ну так вот: снижение прибавок НЕ является признаком готовности к введению прикорма в большинстве случаев. Это может говорить о заболевании или о пороках развития. Или просто о том, что кривая набора веса у конкретного ребенка имеет вот такой вид. Сначала много, а потом меньше. Это распространенный случай. Так же, как и детки, которые вначале набирают мало, а потом разгоняются. В целом к году они весят примерно как и все остальные дети.

Если ваш ребенок начал меньше прибавлять и вас это беспокоит, необходимо проверить ОГВ (организацию грудного вскармливания), сердце и пищеварительную систему (например, на целиакию), и только потом кричать, что ребенок голодный.

К слову, калорийность каши из коробки обычно ниже, чем калорийность грудного молока. А место в желудке у малыша нерезиновое и строго ограниченное.

Если ваш малыш готов, и вы чувствуете, что пора, то вперед :)

Второй вопрос: С чего начать…?

О, этот вопрос… Знаете, по статистике известной мне, первым прикормом называется цветная капуста, кабачок или гречневая каша. А первый продукт, попавший малышу в рот, — это сушка. Такой вот парадокс. Состав сушки, к слову, весьма сложен, думаю, не мне вам рассказывать. Достаточно посмотреть на пачку, откуда ее достали. И да, если ребенок ее ТОЛЬКО помусолил, то он ее поел.

Первые продукты прикорма никак не рекомендуются ВОЗ, Союзами Педиатров или прочими организациями. Кроме как «в зависимости от принятого в семье типа питания».

В вашей семье каждый день цветная капуста – отлично, она прекрасно подойдет для первого прикорма! Покупаете цветную капусту специально для малыша, а сами ели ее последний раз в школьном супе или во время введения своего прикорма? Тогда цветная капуста для прикорма – странный выбор с точки зрения малыша.

Задача первых месяцев введения прикорма – познакомить малыша с продуктами, научить пережевывать пищу, ясно давать понять родителям, что ребенок наелся или хочет еще.

Есть продукты, которые не рекомендованы детям – колбасы, сосиски, газировки. Это то, что в принципе ВСЕМ людям есть не рекомендовано. Это вредные продукты, они провоцирую заболевания и сокращают уровень и длительность жизни.

Мы не даем их детям потому, что хотим приучить их к здоровой еде. Помним о том, что их организм еще слаб и не готов. Однако их адаптивные способности много выше, чем способности взрослого. Просто взрослый — человек, который отвечает за себя сам и «что хочу со своим телом, то и делаю». А ребенок – это отдельная от нас личность, за здоровье которого мы жестоко отвечаем: перед обществом, врачами, родственниками, членами семьи, самим ребенком и самой собой. Поэтому включается принцип «только бы не навредить» и… сносит крышу, потому что «все вредно». Даже огурцы… Там пестициды, и вообще все люди, которые умерли, ели огурцы…

К сожалению, рано или поздно ребенок попробует все то, что едите вы. Если кока-кола — ваш обычный, ежедневный напиток, то уже к году малыш ее попробует и будет активно просить. А то и раньше… Я неоднократно видела кока-колу в бутылочках в руках у 8-9-10-месячных деток.

Однако первые месяцы введения прикорма – это формирование вкусовых предпочтений, знакомство, так сказать, с «ареалом обитания». Малыш интересуется, что едят в этой местности и в эту эпоху? Генетическая память не дает ему этой информации. Поэтому малыш изучает. Пробует и выясняет, какие продукты какие микроэлементы и витамины могут ему обеспечить. Что ему подходит, не походит. Нравится — не нравится.

С этим пунктом связаны соль и сахар. Сладкое и соленое — предпочтительные вкусы для нас. Добавляя эти «специи», мы можем съесть больше продукта, чем нам нужно. Поэтому важно познакомить малыша с максимально натуральным вкусом продукта, а соль и сахар все равно появятся в его рационе.

Проверяем аллергические реакции, к слову, также в этом возрасте. Пока ребенок находится на грудном вскармливании и объемы продуктов прикорма невелики, реакции будут даже на небольшое количество продуктов, но есть шансы избежать серьезных.

До года ребенок продолжает активно расти, хотя и не так активно, как в первые полгода своей жизни. И ему по-прежнему надо достаточно много калорий и прочих веществ. Поэтому основным источником питания для ребенка остается грудное молоко. После года ребенок растет уже значительно медленнее. Темпы роста плавно снижаются за второе полугодие. Это видно и по графикам, и по нормам прибавок, и по размерам одежды, и по внешнему виду детей. Питания малышам второго полугодия или после года надо сильно меньше. Так как основное потребление уходило на активный рост, а не на собственно бодрствование/жизнедеятельность.

Взрослый человек ест не более 5% от своего веса. При условии, что он ведет АКТИВНЫЙ образ жизни. Если образ жизни сидячий, то ему надо сильно меньше.

Дети – легче. На то, чтобы бегать/ходить, им надо меньше энергии в абсолютных значениях. Поэтому процентные значения вполне подойдут. Активному ребенку также достаточно 5-7% от его веса (да, конечно, эта цифра условна). Это примерно 850 грамм для годоваса. Причем калорийность еды, повторюсь, обычно ниже, чем у грудного молока. И если ребенок прикладывается еще раза 3-4 в сутки, он легко может получать поллитра, а то и больше грудного молока. Остальное добирается прикормом. И это совсем не много. Поэтому задача – познакомить, а не «накормить».

Посмотрите на традиции своего питания и выбирайте те продукты, которые готовы предложить малышу.

Предлагайте, но никогда не заставляйте малыша есть. Если аппетит снижен по причине болезни, лечите малыша, а не танцуйте рядом самолетиками, чтобы засунуть ложку ему в ротик.

Когда прививать манеры за столом? 

(Можно ли обойтись без размазывания еды по тарелке руками?)

Если задача малыша – решать, сколько и когда есть (показывая родителям, что он голоден или сыт), а также выбирая, что именно ему надо (ориентируясь на свои потребности и вкусовые предпочтения, которые именно потребностями формируются), то задача родителей – давать малышу рамки именно в поведении за столом.

  • Где в доме можно есть? – решают взрослые, которым делать уборку.
  • Где в доме можно держать и хранить еду? – решают также взрослые.
  • Едим ложками или вилками, или палочками? – объясняют и учат родители.
  • Едим из мисок или тарелок? Из одной общей или у каждого своя? – это опять-таки традиции, которые не известны малышу и которым его надо научить.
  • Едим сидя у взрослых на коленках или рядом, на своем стуле?
  • Как попросить добавки? (лучше класть меньше, чтобы не выбрасывать и не доедать самостоятельно, и положить добавку при необходимости).
  • Можно ли играть с едой или у вас есть специальная игровая еда?
  • Можно ли изучать еду или для этого есть время, когда вы еду готовите, и изучить можно именно в процессе готовки?
  • Можно ли разговаривать за столом?
  • Надеваем ли слюнявчики, пользуемся ли салфетками, меняем ли тарелки между сменой блюд…Все это – то, что может регулировать мама в полной мере. Потому что маме – стирать, мыть, убирать и разгребать всяческие другие последствия.

А вот последствия переедания, поедания ненужных продуктов придётся разгребать именно ребенку, поэтому важно дать ему право и возможность регулировать эти моменты.

Чтобы обойтись без игр за столом, важно дать ребенку возможность удовлетворить потребность с игрой и подражанием взрослым в другом месте.

Научиться пользоваться ложкой или палочками не так просто, поэтому будьте готовы к ошибкам на пути обучения.

Еда, которая случайно упала или размазалась: научите малыша, что в таком случае делают в вашем приличном обществе. Что вы будете делать, если сами случайно уроните с ложки или промахнетесь? Вот именно это знание и надо дать малышу.

А если наше питание совсем не здоровое?

Просто помните, что ваш малыш будет подражать именно вам. Как самым надежным и правильным людям в мире. То, что делают родители, для маленьких детей по умолчанию верно и истинно. Да, есть взрослая еда, которую можно только взрослым. Это нормально, когда не все за столом можно детям. Но если разделять полностью, если появляется «детская еда», которую не едят взрослые, то становится очень сложно объяснить ребенку, почему он должен быть «неправильным» и есть что-то другое.

Всякие красивые кораблики из бутербродов, мишки и суши в виде пингвинчиков хороши для деток, которые уже сильно старше и понимают, что это такой способ сделать еду не только вкусной, но и красивой. И, к слову, это можно есть и взрослым тоже, и взрослые с удовольствием обычно это едят.