ННО в деликатном деле — рубрика «Сердце жирафа»

Наталья Ракинцева — модельер женского белья. Она знает, сколько боли и неловкости испытывают девушки и женщины, которые считают свою грудь неидеальной. В рубрике «Сердце жирафа» Наталья рассказала о психологических нюансах своей работы и поделилась мнением, как родителям помочь дочерям, которые не уверены в себе.

С момента первого знакомства с методом на момент интервью прошло 6 лет, из них 3 года практики.

— Наталья, ты работаешь в деликатной нише: моделируешь и шьешь на заказ бюстгальтеры для женщин с нестандартными формами. Для многих клиенток это наверняка неловкая тема, приходится быть не только модельером, но и отчасти психологом. Что тебе помогает в работе?

— Помогает знакомство с ННО. Для меня ННО в первую очередь про изучение, понимание и принятие своего истинного Я. В том числе и своего настоящего тела. Ненасильственное общение помогает предположить и понять, что чувствует другой человек, какие у него потребности. И тогда легко принять его безусловно, таким какой он есть, легче поддержать его, ведь чаще всего наши потребности совпадают с потребностями других людей.

Эмпатия дает возможность быть более чуткой и бережной в отношении с клиентками. Позволить снимать с себя мерки довольно сложно в психологическом плане, это про уязвимость. Порой самой-то сложно посмотреть на свои мерки: кажется, здесь слишком много, там слишком мало. (Улыбается.) А уж доверить такие сокровенные данные постороннему человеку — еще сложнее. Поэтому бережность и принятие здесь просто необходимы.

Еще мне нравится идея, что красота в разнообразии форм и фактур. Если бы все и всё было однотипным, было бы скучно. Для меня женщина, как цветок, прекрасна в своей индивидуальности.

— Метод ННО пока не очень известен в России. Как ты узнала о нем? Помнишь тот самый первый момент соприкосновения с ННО, какие были мысли, чувства, надежды?

— Честно сказать, точного момента, когда услышала, узнала об этом методе, не помню. Помню, что первым моим курсом, использующим метод ННО, был курс «Исцеление раненого ребенка». Это было непривычно, странно — вот так, без боли, с принятием и теплом смотреть в свои травмы. Было удивительно очутиться в обществе ведущих, кураторов и практиков ненасильственного общения. Такая непривычная концентрация добрых, вежливых людей, говорящих как будто немножко с акцентом. Но к хорошему быстро привыкаешь. (Улыбается.)

Летом 2022 года я прошла фундаментальный курс «Путь силы и бережности», после которого уже смогла заговорить на «языке жирафа», а первое живое мероприятие ННО в моей жизни произошло этой весной в Сочи. И это просто настоящий праздник. Такого чувства полного удовлетворения всех потребностей я не испытывала никогда до этого. (Улыбается.)

Прошло почти три года, как я изучаю метод, и мне ужасно не хватает ННО в сообществах, не использующих «язык жирафа». Кажется, что в таких сообществах много агрессии, конфликтов на ровном месте.

— Чего удалось достичь за то время, что ты практикуешь ННО?

— О, мне кажется, самое главное — я научилась слушать и слышать себя, в том числе свое тело! По природе я человек сверхчувствительный, ощущаю все очень ярко и эмоции других людей чувствую на себе. Но вот расшифровать, переработать как-то и принять эти сигналы было очень сложно. От этого чувствительность и эмоциональность становились проблемой. Это как быть за рулем очень мощного автомобиля с чувствительной педалью газа и не уметь управлять им. От малейшего прикосновения к педали машину несет, а ты не можешь направить ее по безопасному маршруту.

Когда только начала изучать ННО, смотрела в списки чувств и потребностей, и было непонятно, что означает то или иное чувство. Как понять, что именно я чувствую? Как вытащить что-то конкретное из этого яркого комка эмоций, да еще и понять, что за потребность за этим стоит?!

Помню, смотрела Женины эфиры и, когда она проявляла эмпатию к кому-то, предполагая чувства и потребности, у меня возникала мысль: «Вау! Как она это делает?! Как можно вот так сходу понять чувства, да еще и потребности совершенно посторонних людей?»

Потом я научилась в списках выуживать и понимать свои чувства и потребности. Это было похоже на чтение по слогам. А сейчас, с практикой, уже сходу могу понять, что чувствую, что мне важно.

Общение в семье тоже по-другому теперь складывается. Если раньше, когда я пыталась проявить эмпатию, семью это смешило или раздражало, потому что звучало как-то неестественно, то сейчас уже откликаются. Это так здорово, когда близкому человеку плохо, а ты можешь просто за 15—20 минут разговора облегчить его состояние. И конечно, стало значительно проще понимать и принимать своих детей в разных их проявлениях. Уже нет ощущения, что они издеваются или делают что-то из вредности. Есть понимание, что за «плохим» поведением стоит что-то безобидное и важное для них.

— Как ты считаешь, чему надо научить девочек, о чем с ними разговаривать, чтобы они не испытывали комплексов по поводу своей груди, не ранились чужими оценками? Что бы ты порекомендовала родителям девочек, которые говорят, что у них какая-то не такая грудь (слишком маленькая или слишком большая).

— Думаю, родителям стоит с детства подчеркивать достоинства фигуры своей дочери. Но не в сравнении с другими, а в целом. Девочкам, которые начинают говорить, что с их фигурой что-то не так, нужно проявить эмпатию. Возможно, они чувствуют скованность, разочарование, смущение, сомнение, печаль. Возможно, даже отвращение, беспомощность и одиночество.

За этим могут стоять такие потребности, как:

  • красота (понимать, видеть свою красоту);
  • комфорт и легкость (в подборе одежды);
  • эмоциональная безопасность (не подвергаться критическим замечаниям со стороны других людей);
    достоинство;
  • любовь;
  • принятие себя;
  • самоуважение (возможно, здесь поможет понимание, что Я — это больше, чем мое тело, я достойна любви, принятия и уважения всегда);
  • равные возможности;
  • возможность выбора;
  • свобода (носить красивые вещи, иметь большой выбор нижнего белья, одежды);
  • принадлежность (быть одной из, быть как все — особенно актуально для подростков) — грудь относится ко вторичным половым признакам, и девушке важно чувствовать свою принадлежность к женскому полу);
  • поддержка;
  • сексуальное самовыражение (важно быть привлекательной).

Вообще в вопросе телесности главное — не сравнивать себя с другими. Сравнение с другими может вызывать чувство стыда: со мной что-то не так, я какая-то не такая. А это, в свою очередь, ведет к низкой самооценке, с которой сложно проживать жизнь полноценно. Поэтому на физическом уровне идеально — знать, какая марка одежды подходит именно тебе или шить на заказ. Не подвергать себя испытаниям, когда ты перемерила кучу вещей, они на тебя не садятся и начинает казаться, что с тобой что-то не так. С тобой все так! Ты прекрасна в своей индивидуальности! В любой девочке, женщине есть уникальные черты.

Наталья Ракинцева, модельер женского белья, ННО-практик

Ненасильственное общение можно использовтаь как в работе, так и в семье. На сайте вы найдете все, что нужно, чтобы начать практику и разобраться в теории. Главное начать!

Чтобы узнать о методике больше, изучите материалы на странице: ЧТО ТАКОЕ ННО